Правый поворот
10.04.2015
— Правый поворот на продольном переломе дороги, — уточнил Засада, хорошо представляя себе кольцевую трассу Шляйца, — дальше начинается спуск через небольшой поселок.
— Именно этот поворот, — соглашается Карлов. - Стасис уверенно, одним движением перекладывает руль вправо, и машина, изменяя направление центробежных сил, послушно пошла вправо. Гляжу я, слишком режет поворот, машина ударится о бордюрный камень внутренней бровки. Говорю ему об этом, а он ноль внимания... на мои слова. По той же траектории заканчивает поворот. Машина не получила толчка, не задела бордюрный камень... Не могу понять почему? Ведь явно правое переднее колесо должно было натолкнуться.... И как бы почувствовав мое недоумение. Стасис чуть с усмешкой говорит: "На правом повороте, если идти быстро, правое переднее колесо поднимается в воздух. Вот оно и прошло над бордюрным камнем".
— Это точно гак же, — подхватил Собеслав, — как я смело пускаю на поворотах внутреннее колесо по неровностям дороги или даже обочины. Моя задача выбрать правильную траекторию для внешних от поворота, более нагруженных колес, а внутренние в этом случае разгружены и легко справятся с неровностями, перепрыгнут через камень.
— Но здесь важно не только чувство автомобиля, — вклинился Леонтий, — но и расширение общепринятых, классических, я бы сказал, приемов управления автомобилем. Вот у вас сказано, в повороте не тормози! Это надо сделать до поворота, до того, как повернуть руль. Все правильно. Но вот случай. Каститис идет по скоростному участку. Правый три, крутой поворот, значит. Нужна третья, и машину послать в скольжение, силовое скольжение, как нас учит папа Карло...
— Power slide, — подтвердил Собеслав.
— Он тормозит, вонзает третью, резкий удар по педали тормоза, чтобы разгрузить зад автомобиля, руль вправо и газ одновременно, чтобы сорвать сцепление на задних колесах, и... машина пошла в занос. Но оказалось, что действия Каститиса были излишне резкими, и машина пишет более крутую траекторию, чем физически существующий поворот. Автомобиль идет к внутреннему кювету, там близко к дороге склонилось дерево. Машина цепляет за дерево и оставляет крыло... Как нужно было исправить допущенную ошибку?
— Сам знаю, торможением. Резким, на юз! - смущенно вставляет Гирдаускас. - Тогда заблокированные колеса двинутся, соскользнут по направлению вектора скорости, иначе по касательной к траектории. Машину снесет к внешнему кювету, уведет от внутренней бровки... Тормоз отпускаешь, и выход из поворота перед тобой.
— Правый поворот на продольном переломе дороги, — уточнил Засада, хорошо представляя себе кольцевую трассу Шляйца, — дальше начинается спуск через небольшой поселок.
— Именно этот поворот, — соглашается Карлов. - Стасис уверенно, одним движением перекладывает руль вправо, и машина, изменяя направление центробежных сил, послушно пошла вправо. Гляжу я, слишком режет поворот, машина ударится о бордюрный камень внутренней бровки. Говорю ему об этом, а он ноль внимания... на мои слова. По той же траектории заканчивает поворот. Машина не получила толчка, не задела бордюрный камень... Не могу понять почему? Ведь явно правое переднее колесо должно было натолкнуться.... И как бы почувствовав мое недоумение. Стасис чуть с усмешкой говорит: "На правом повороте, если идти быстро, правое переднее колесо поднимается в воздух. Вот оно и прошло над бордюрным камнем".
— Это точно гак же, — подхватил Собеслав, — как я смело пускаю на поворотах внутреннее колесо по неровностям дороги или даже обочины. Моя задача выбрать правильную траекторию для внешних от поворота, более нагруженных колес, а внутренние в этом случае разгружены и легко справятся с неровностями, перепрыгнут через камень.
— Но здесь важно не только чувство автомобиля, — вклинился Леонтий, — но и расширение общепринятых, классических, я бы сказал, приемов управления автомобилем. Вот у вас сказано, в повороте не тормози! Это надо сделать до поворота, до того, как повернуть руль. Все правильно. Но вот случай. Каститис идет по скоростному участку. Правый три, крутой поворот, значит. Нужна третья, и машину послать в скольжение, силовое скольжение, как нас учит папа Карло...
— Power slide, — подтвердил Собеслав.
— Он тормозит, вонзает третью, резкий удар по педали тормоза, чтобы разгрузить зад автомобиля, руль вправо и газ одновременно, чтобы сорвать сцепление на задних колесах, и... машина пошла в занос. Но оказалось, что действия Каститиса были излишне резкими, и машина пишет более крутую траекторию, чем физически существующий поворот. Автомобиль идет к внутреннему кювету, там близко к дороге склонилось дерево. Машина цепляет за дерево и оставляет крыло... Как нужно было исправить допущенную ошибку?
— Сам знаю, торможением. Резким, на юз! - смущенно вставляет Гирдаускас. - Тогда заблокированные колеса двинутся, соскользнут по направлению вектора скорости, иначе по касательной к траектории. Машину снесет к внешнему кювету, уведет от внутренней бровки... Тормоз отпускаешь, и выход из поворота перед тобой.