Cистема ESP
Теоретически, «грузовую ESP» можно поставить на любой тягач или автобус, на котором есть тормозная система с электронным управлением (EBS) и мультиплексная шина передачи данных, объединяющая все электронные узлы. Сегодня «электронные» тормоза стоят на большинстве магистральных тягачей и некоторых туристических автобусах (Neoplan Starliner и Mercedes Travego). Mercedes, который первым начал эксперименты с системой, дал ей свое, «фирменное», название — Telligent-Stabilitat- sregelung.
Проще всего было адаптировать систему к автобусу. Расположение его центра тяжести почти не зависит от загрузки, а поскольку двигатель находится в «корме» и нагружает заднюю ось, автобус обладает сильно выраженной недостаточной поворачиваемостью.
Сложнее настроить систему http://baabs.fi седельного тягача: во-первых, здесь центр тяжести «плавает» в зависимости от наличия полуприцепа и груза, а во-вторых, поведение одного тягача («головы») и всего автопоезда существенно различается. Кроме того, система должна еще и притормаживать колеса трейлера. При этом приходится учитывать то, что большинство «фур», которые эксплуатируются сегодня, даже не оснащены АБС, не говоря уже об электронном управлении тормозами.
Да я бы и сам побоялся выполнять маневр «переставка» на здоровенном автобусе или автопоезде, пусть даже и оборудованном новейшей системой Telligent- Stobilitotsregelung. Это - «грузовой» аналог системы ESP.«Я же просил организаторов: дайте площадку побольше! — сетовал водитель лайнера Travego, пытаясь вывести здоровенный автобус из равновесия. — Ну не могу я здесь эффектно задрать два колеса!» Зато «грузовые» испытатели, которые расположились на соседнем участке того же гоночного кольца Хоккенхаймринг, демонстрировали работу новой системы во всей красе.