Положения водителя
25.02.2015
Современный уровень развития техники вождения требует от экипажа слаженных действий, значительную часть которых берет на себя водитель. Кроме управления мотоциклом, он, исходя из ситуации на трассе гонок, выполняет определенные действия по нейтрализации опрокидывающих сил. Необходимо заметить, что амплитуда этих действий меньше, чем амплитуда действий колясочника, так как водитель «фиксирован» руками за концы руля, а ногами упирается в подножки. Находясь в положении сидя, можно перемещать таз по седлу, иногда касаясь его задней частью бедра или даже икры, переносить верхнюю часть туловища вправо или влево, браться двумя руками за один конец руля. В положении стоя можно перемещать ЦТв, выполняя уступающую амортизацию при преодолении неровностей.
На мотоцикле с коляской водитель занимает два основных положения: сидя на седле или стоя на подножках. В соответствии с терминологией, принятой для мотоциклов- одиночек, назовем положение сидя — посадкой, а положение стоя — стойкой.
Значение этих положений с механической и физиологической точек зрения достаточно подробно рассмотрено в книге Ю. Трофимца «Мотоциклетный кросс», поэтому лишь отметим, что посадка дает возможность водителю проявить наибольшую силу и быстроту в управлении при меньших затратах общей энергии. В этом положении можно во время движения дополнительно расслабляться, т, е. отдыхать, что бывает чрезвычайно важно, а также обеспечивается более низкое положение ЦТв, а следовательно, и ОЦТ. Недостаток посадки состоит в том, что нельзя дополнительно амортизировать ногами и хуже видно трассу.
В стойке водитель хорошо просматривает трассу, имеет возможность более быстро и точно — по сравнению с посадкой — переносить центр тяжести своего тела относительно центра тяжести мотоцикла и выполнять максимальные по амплитуде движения. В стойке ноги служат как бы дополнительными амортизаторами, благодаря чему водителю легче преодолевать неровности трассы. Недостатком стойки является высокий ЦТв и большое количество групп мышц водителя, участвующих в работе, что ведет к быстрому утомлению.
В положении стойки или посадки водитель может находиться ближе или дальше от руля, переносить свой центр тяжести вправо или влево и т. д. В зависимости от этого стойка и посадка имеют ряд разновидностей.
Нормальная стойка: водитель стоит на подножках на согнутых ногах. Голова и корпус чуть наклонены вперед, плечи опущены. Руки удерживают руль, локти разведены в стороны. Центр тяжести водителя проходит через середину седла. Углы в суставах зависят от анатомических особенностей гонщика, высоты и ширины руля, расположения подножек, ширины бака и т. д.
Современный уровень развития техники вождения требует от экипажа слаженных действий, значительную часть которых берет на себя водитель. Кроме управления мотоциклом, он, исходя из ситуации на трассе гонок, выполняет определенные действия по нейтрализации опрокидывающих сил. Необходимо заметить, что амплитуда этих действий меньше, чем амплитуда действий колясочника, так как водитель «фиксирован» руками за концы руля, а ногами упирается в подножки. Находясь в положении сидя, можно перемещать таз по седлу, иногда касаясь его задней частью бедра или даже икры, переносить верхнюю часть туловища вправо или влево, браться двумя руками за один конец руля. В положении стоя можно перемещать ЦТв, выполняя уступающую амортизацию при преодолении неровностей.
На мотоцикле с коляской водитель занимает два основных положения: сидя на седле или стоя на подножках. В соответствии с терминологией, принятой для мотоциклов- одиночек, назовем положение сидя — посадкой, а положение стоя — стойкой.
Значение этих положений с механической и физиологической точек зрения достаточно подробно рассмотрено в книге Ю. Трофимца «Мотоциклетный кросс», поэтому лишь отметим, что посадка дает возможность водителю проявить наибольшую силу и быстроту в управлении при меньших затратах общей энергии. В этом положении можно во время движения дополнительно расслабляться, т, е. отдыхать, что бывает чрезвычайно важно, а также обеспечивается более низкое положение ЦТв, а следовательно, и ОЦТ. Недостаток посадки состоит в том, что нельзя дополнительно амортизировать ногами и хуже видно трассу.
В стойке водитель хорошо просматривает трассу, имеет возможность более быстро и точно — по сравнению с посадкой — переносить центр тяжести своего тела относительно центра тяжести мотоцикла и выполнять максимальные по амплитуде движения. В стойке ноги служат как бы дополнительными амортизаторами, благодаря чему водителю легче преодолевать неровности трассы. Недостатком стойки является высокий ЦТв и большое количество групп мышц водителя, участвующих в работе, что ведет к быстрому утомлению.
В положении стойки или посадки водитель может находиться ближе или дальше от руля, переносить свой центр тяжести вправо или влево и т. д. В зависимости от этого стойка и посадка имеют ряд разновидностей.
Нормальная стойка: водитель стоит на подножках на согнутых ногах. Голова и корпус чуть наклонены вперед, плечи опущены. Руки удерживают руль, локти разведены в стороны. Центр тяжести водителя проходит через середину седла. Углы в суставах зависят от анатомических особенностей гонщика, высоты и ширины руля, расположения подножек, ширины бака и т. д.