Старт и разгон
25.02.2015
Поведение мотоцикла с коляской в момент старта существе и н отличается от мотоцикла-одиночки, хот я д в и г а ть с я мотоцикл вперед заставляет одна и та же сила — сила тяги. Развиваемый двигателем крутящий момент М/,, подводится через механизмы силовой передачи к заднему колесу, заставляет его вращаться вокруг своей оси и воздействовать на дорогу окружной силой Pk, причем участок по- к р ы ш к и в точке контакта ее с дорогой стремится проскользнуть по дороге. Этому мешает сила трения Т, возникающая вследствие сцепления покрышки с дорогой и являющаяся реакцией со стороны дороги на действие окружной силы Р/,. Эта реакция и заставляет мотоцикл двигаться вперед.
Если окружная сила Р1{ станет больше силы трения Т, то заднее колесо начнет буксовать, движение вперед прекратится, Поэтому сила 7\ заставляющая мотоцикл двигаться вперед, преодолевая сопротивления движению, называется силой тяги. Сила тяги возрастает с увеличением мощности двигателя и величины сцепления покрышки с дорогой.
Сила сопротивления качению переднего колеса Хи направленная но прямой, соединяющей точки касания колес с грунтом, препятствует движению, но так как она направлена по линии действия силы Т, то бокового смещения не вызывает.
Иначе обстоит дело с силой Х3 — сопротивления качению колеса коляски. Эта сила, действуя на плече В, создает момент относительно точки касания заднего колеса с дорогой, который стремится повернуть мотоцикл вправо.
Кроме этого, на систему действует сила инерции Р,, Сила Р, действующая на плече т, создает момент, тоже стремящийся повернуть систему вправо.
Итак, во время старта па систему Э — М действует суммарный момент Мпоп, стремящийся повернуть систему вправо, т. е. препятствующий прямолинейному движению.
Экипаж своими действиями уменьшает величину этого момента.
При смещении общего центра тяжести влево уменьшается составляющая силы тяжести, прижимающая колесо коляски к земле G3. За счет этого уменьшается сила трения колеса коляски, т. е. уменьшается момент силы Х3, тоже поворачивающий систему вправо.
Итак, смещение ЦТэ влево уменьшает действие МПОп
В момент старта важно сообщить мотоциклу максимальмое ускорение. Из физики известно, что а ~, т. е. ускорение прямо пропорционально силе, заставляющей систему двигаться вперед, и обратно пропорционально массе системы. Величина силы, заставляющей мотоцикл двигаться вперед, зависит от усилия, сжимающего покрышку о грунт, и коэффициента сцепления между ними.
Для дополнительной загрузки заднего колеса и разгрузки переднего используется также сила инерции Р,-, j приложенная к ОЦТ и направленная против движения системы.
Момент силы инерции Pt на плече 1гс стремится опрокинуть мотоцикл назад или поднять переднее колесо.
Загрузка заднего колеса под действием инерционных сил возрастает с повышением общего центра тяжести, увеличением веса системы, смещением центра тяжести к оси заднего колеса. Наибольшая величина силы трения РТ) достигается, когда переднее колесо отрывается от грунта. Старт с небольшим отрывом переднего колеса или хотя бы с сильно разгруженным колесом является наиболее выгодным.
Поведение мотоцикла с коляской в момент старта существе и н отличается от мотоцикла-одиночки, хот я д в и г а ть с я мотоцикл вперед заставляет одна и та же сила — сила тяги. Развиваемый двигателем крутящий момент М/,, подводится через механизмы силовой передачи к заднему колесу, заставляет его вращаться вокруг своей оси и воздействовать на дорогу окружной силой Pk, причем участок по- к р ы ш к и в точке контакта ее с дорогой стремится проскользнуть по дороге. Этому мешает сила трения Т, возникающая вследствие сцепления покрышки с дорогой и являющаяся реакцией со стороны дороги на действие окружной силы Р/,. Эта реакция и заставляет мотоцикл двигаться вперед.
Если окружная сила Р1{ станет больше силы трения Т, то заднее колесо начнет буксовать, движение вперед прекратится, Поэтому сила 7\ заставляющая мотоцикл двигаться вперед, преодолевая сопротивления движению, называется силой тяги. Сила тяги возрастает с увеличением мощности двигателя и величины сцепления покрышки с дорогой.
Сила сопротивления качению переднего колеса Хи направленная но прямой, соединяющей точки касания колес с грунтом, препятствует движению, но так как она направлена по линии действия силы Т, то бокового смещения не вызывает.
Иначе обстоит дело с силой Х3 — сопротивления качению колеса коляски. Эта сила, действуя на плече В, создает момент относительно точки касания заднего колеса с дорогой, который стремится повернуть мотоцикл вправо.
Кроме этого, на систему действует сила инерции Р,, Сила Р, действующая на плече т, создает момент, тоже стремящийся повернуть систему вправо.
Итак, во время старта па систему Э — М действует суммарный момент Мпоп, стремящийся повернуть систему вправо, т. е. препятствующий прямолинейному движению.
Экипаж своими действиями уменьшает величину этого момента.
При смещении общего центра тяжести влево уменьшается составляющая силы тяжести, прижимающая колесо коляски к земле G3. За счет этого уменьшается сила трения колеса коляски, т. е. уменьшается момент силы Х3, тоже поворачивающий систему вправо.
Итак, смещение ЦТэ влево уменьшает действие МПОп
В момент старта важно сообщить мотоциклу максимальмое ускорение. Из физики известно, что а ~, т. е. ускорение прямо пропорционально силе, заставляющей систему двигаться вперед, и обратно пропорционально массе системы. Величина силы, заставляющей мотоцикл двигаться вперед, зависит от усилия, сжимающего покрышку о грунт, и коэффициента сцепления между ними.
Для дополнительной загрузки заднего колеса и разгрузки переднего используется также сила инерции Р,-, j приложенная к ОЦТ и направленная против движения системы.
Момент силы инерции Pt на плече 1гс стремится опрокинуть мотоцикл назад или поднять переднее колесо.
Загрузка заднего колеса под действием инерционных сил возрастает с повышением общего центра тяжести, увеличением веса системы, смещением центра тяжести к оси заднего колеса. Наибольшая величина силы трения РТ) достигается, когда переднее колесо отрывается от грунта. Старт с небольшим отрывом переднего колеса или хотя бы с сильно разгруженным колесом является наиболее выгодным.