Тактика в соревнованиях по мотокроссу
Техника вождения мотоцикла с коляской, изложенная в предыдущей главе, полностью применима к мотоциклетному кроссу, ибо дает все средства ведения спортивной борьбы, рациональное применение которых во время соревнований обеспечивает тактическая подготовка спортсменов.
В совершенстве овладев техническими приемами, хорошо подготовленные психологически и физически, спортсмены могут значительно разнообразить и тактические планы гонок.
Тактическая борьба практически начинается до соревнований. После жеребьевки, проводимой иногда даже за несколько дней до старта, экипаж уже знает свое место и возможных соперников. На показе трассы и последующих тренировках экипаж внимательно изучает трассу, намечает несколько возможных траекторий движения и обязательно опробует их.
Изучение трассы следует вести так: сначала экипаж делает по трассе несколько кругов в замедленном темпе, знакомясь с ее особенностями и отмечая особо сложные для прохождения места. Затем, резко повысив темп, проходят всю трассу и фиксируют ошибки при преодолении отдельных препятствий. После этого отрабатывается техника преодоления таких препятствий с постепенным повышением скорости. Во время тренировок следует также изучить манеру езды предполагаемых соперников. Завершают изучение трассы «обкатыванием» ее на предельной скорости.
Все тренировки на трассе заканчиваются за день до старта, который посвящают подготовке к соревнованиям мотоцикла и отдыху экипажа.
Старт для мотоциклов с коляской обычно дают не ранее 1—2 часов дня. Не нужно приезжать слишком рано: экипаж устает и «перегорает» еще до состязаний. Приезжать следует за час — полтора до своего старта. Приехав, нужно быстро пройти технический осмотр, затем узнать, как стартовали мотоциклы предшествующего класса, выяснить, кто является судьей на старте, ознакомиться с его манерой подачи стартового сигнала, после чего желательно пройти пешком всю трассу в направлении движения и еще раз продумать тактический план гонок. Если имеется некоторая возможность выбора места на стартовой линии, то его выбирают в соответствии с манерой экипажа брать старт и в зависимости от того, правый или левый поворот будет мосле стартовой прямой.